-->

Антуан Луайе

Годы жизни: 1768 г. (Клермон-Ферран) – 1852 г. (Париж)


Антуан Луайе - один из самых выдающихся композиторов 19 века, писавших музыку для гитары, которой он и сам виртуозно владел.
Есть много причин тому, что творчество композитора было несправедливо забыто. Прежде всего, это высокий уровень мастерства, необходимый для исполнения его произведений, который стал серьезным препятствием на пути распространения музыки композитора, как при его жизни, так и позднее. Ведь играли на гитаре в основном любители, а в девятнадцатом веке салоны высшего общества и вовсе сменили гитару на фортепиано.
Другим немаловажным фактом является то, что Антуан Луайе не был гитаристом по профессии - он сделал выбор в пользу военного дела. Эти два занятия он по возможности совмещал на протяжении всей своей хаотичной и приключенческой жизни, пронесшей его от Версаля до Санкт-Петербурга, через революционные сражения 1789 года, по местам службы на острове Олерон, в городах Экс-ан-Прованс, Ниор, Бонифачио, приведя его к пригородам г. Алжир. Не стоит забывать и то, что Антуан Луайе жил в особенно неспокойную, богатую на революции эпоху, и за это время угасло не мало судеб, которые могли бы с легкостью раскрыться, живя они в другое время.
Годы, проведенные Антуаном Луайе при императорском дворе в Санкт-Петербурге (с 1803 по 1812 г.), стали самыми яркими в его карьере: российская императрица обеспечила его хорошим жалованием в размере 5500 рублей, а многие его произведения (Опус 18b - 26) были опубликованы в петербургских издательствах. И, конечно же, Антуан Луайе был бы очень рад, если бы его музыка снова заиграла на русской земле - отныне она здесь звучит !

Бодим ЖАМ


Бодим Жам является автором 15 радио-хроник, посвященных А. Луайе, которые прозвучали в декабре 1995 г. на волнах Радио-Франс-Пюи-де-Дом; затем в эфире Радио-Франс-Мюзик в 1997 году («Figures Libres») и радио РСФ в 1999 г. («Melodia»).Стремясь возродить музыку А. Луайе и интерес к самому композитору, Бодим Жам проводит 17 мая 1998г концерт в городе Клермон-Ферран, полностью посвященный музыканту. Программа вечера как нельзя лучше отражала все разнообразие и богатство творчества Антура Луайе и подарила всем любителям музыки, собравшимся в этот вечер, возможность познакомиться с такими произведениями, как Трио Opus 41 для гитары, флейты и альта, 4 романса для сопрано в сопровождении гитары (отрывки из Опуса 15 и 24), Дивертисмент Opus 43 для гитары, Дуэт Opus 28 для гитары и скрипки, и Трио Opus 29 для трех гитар. За этим вечером последовали другие концерты, один из которых и познакомил квартет «Prima Vista» с Антуаном Луайе. Состоялось это когда Бодим Жам, благодаря музыковеду Клоду Шовелю, приобрел издание Концерта «Opus 16», вышедшее в 1964 году при содействии Абеля Нажитоти Тоту. Концерт в своей оригинальной версии для гитары со струнным квартетом, где солировал Мигуэль Гарау, был исполнен в г. Клермон-Ферран 20 марта 2003 года.
С этого времени состоялось не одно исполнение этого концерта во Франции. Прекрасная возможность снова услышать Концерт Opus 16 появится на Музыкальном Фестивале Лябом (Франция), на котором Мигуэль Гарауи квартет «Prima Vista» выступят по возвращении из России 29 и 30 апреля.
Единственно-известный экземпляр партитуры Трио Opus 38 для гитары, скрипки и альта находится в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне (номер M177.T8 n°5). Ее копию Бодим Жам смог приобрести, находясь в 2005 году с квартетом «Prima Vista» в Вашингтоне, где 30 сентября они выступали с концертом. Но в партитуре не достает партии альта, и Бодим Жам восстановил ее по партиям гитары и скрипки. Эта партитура Трио в скором времени будет опубликована в издательстве Editions du Melophile.

 

Антуан ЛУАЙЕ
(1768 г., Клермон-Ферран – 1852 г., Париж)

Русские мотивы / Музыка для гитары
(Париж, Шоненбергер, 1814/15)
Тема (Анданте)
Вариации Ь 1, 2, 3, 4

 

Grand Duo Concertant
для скрипки и гитары Опус 28

(Париж, Плейель, 1813/14)
1. Аллегро модерато
2. Менуэт. Поко виваче
3. Ларго – Полонез (Аллегретто)

 

Трио для гитары, скрипки и альта Опус 38
(Париж, Гаво, 1822/24)

Творения мировой музыки

1. Марш (Маестозо)
2. Вальс
3. Анданте с вариациями
4. Полонез (анданте)
5. Романс (Анданте грациозо)

 

Концерт для гитары  и квартета Op. 16
(Санкт-Петербург, Лисснер, 1804)
1. Аллегро модерато
(каденция: Мигуэль Гарау)
2. Рондо: аллегретто

Источники :

Русские мотивы : частное собрание К. Шовеля
Опус 16 : издание Editions du Melophile (Виши, 2003)
Опус 28 : Национальная Библиотека Франции (Париж)
Опус 38 : Библиотека Конгресса США (Вашингтон)

 

 

 

 

Жорж ОНСЛОУ
(1784 г. – 1853 г., Клермон-Ферран)

Квартет Опус 8 n°11
(Париж, Надерман, 1816)
1. Ларго. Аллегро ажитато
2. Адажио
3. Менуэт. Аллегретто
4. Финал. Престо

Жорж Онслоу, названный своими современниками «французским Бетховеном», является не просто значимой, но главной фигурой в Истории французской музыки. Его вклад в развитие репертуара камерной музыки свидетельствует о том, что в эпоху, когда Париж увлекался водевилем и комической оперой, он был единственным во Франции, кто отстаивал великие традиции инструментальной музыки.
Музыка Ж. Онслоу, так же как произведения А. Луайе, была хорошо известна России 19 века. Об этом свидетельствует и письмо, написанное ему в 1842 году Огюстом Де Сова из Одессы: «4 раза в неделю повсюду выступают музыкальные квартеты, и всегда они исполняют Вашу музыку, к которой у меня возник двойной интерес - и как профессионала, и как друга. Позвольте мне даже отметить, что местный станционный смотритель, виолончелист-любитель и большой поклонник Вашей музыки, когда два года назад был определен на службу в Тобольск (богатый квартетными концертами), привез в этот город Ваши произведения.
Я не могу знать, звучание ли Ваших стройных мелодий привлекло соболей и растопило нашу зиму, но одно мне очевидно: я был восхищен мыслью о том, что Ваш талант достиг самых глубин Сибири и теперь дарит мгновения тепла и радости, которые не может преподнести погода» (Собрание Замка Отриб).

Visit the George Onslow website.

 

Мигуэль Гарау начинает обучаться игре на гитаре в 9 лет с Жуаном Легизамоном и Мабелем Пико, и попробовав себя в народной музыке, он поступает в Национальную Консерваторию Буенос Айреса «Жуан Жозе Кастро», откуда в 1983 году выходит дипломированным специалистом Высшего класса игры на гитаре.
Будучи студентом он создает в 1978 году гитарный дуэт с Фернандо Милле. Талант молодых музыкантов воодушевил известного преподавателя и исполнителя Жоржа Мартинез-Зарате, который начинает их обучать и совершенствовать в искусстве игры на гитаре в дуэте. Вместе они занимают первые места во многих международных конкурсах: Конкурс Камерной Музыки в Буэнос Айресе, Музыкальные продвижения, Международный фестиваль молодых солистов в Бордо.
Мигуэль Гарау выступал на многочисленных престижных сценах, среди которых Большой королевский зал (Лондон), Театр Дилиженсия (Гаага), Филармонический Зал в Киеве, Олимпия (Париж), Cemar Re_it Hall (Стамбул), Гран Театр в Бордо и т.д. В его международной карьере значатся выступления в таких городах, как Эдинбург, Стамбул, Льеж, Гавана, Аликанте, Берлин, Штутгарт, Канарские острова, Волос, Кордоба, Ашафенбург, Париж, Скопье, Картагена, где он всегда принимал участие в передачах на радио и телевидении : BBC, RTV Espagnole, Radio France, TV Turque и т.д.
Мигуэль Гарау играл также с Симфоническим оркестром Стамбула, Камерным оркестром Англии, Симфоническим оркестром города Кордоба (под руководством Лео Брувера), и многие известные музыканты были на одной афише с ним: пианистка Вероник Наш, сопрано Шанталь Бон-Сентком, пианистка и композитор Хильда Херрера.
Мигуэль Гарау и квартет «Prima Vista» имеют опыт совместных выступлений, где они исполняли широкий репертуар, начиная с классической эпохи (Боччерини) и до 20 века (Кастельнуово Тедеско), захватывая танго Пьяцоллы. Вместе они переработали и неоднократно исполняли произведение Антуана Луайе Concerto Opus 16 в оригинальной версии для гитары со струнным квартетом.

 

Квартет «Prima Vista»

С момента своего создания в 1997 году Квартет «Prima Vista» дал свыше 700 концертов, приняв участие в многочисленных фестивалях и культурных сезонах во Франции (в более 30 департаментах), в Европе (Испания, Италия, Германия, Англия, Польша) и в США, не забывая при этом свой родной регион Овернь, где квартет ведет разнообразную деятельность с постоянно растущим количеством культурных партнеров. Поэтому и во Франции и за рубежом Квартет «Prima Vista» представляет свой регион и родной город Клермон-Ферран, заявляя о себе как об одной из самых динамичных и профессиональных культурных структур этого города. Ежегодного с октября по май квартет проводит сезон 7 концертов, который является средоточием некого эклектизма его репертуара. Также квартет является соучредителем фестиваля "Творческие вечера имени Жоржа Онслоу", проводимого совместно с организацией «Исторический путь замков Оверни» («La Route Historique des Chateaux d'Auvergne»), и выступает организатором «Дня Жоржа Онслоу».
Помимо традиционных концертных залов Квартет «Prima Vista» часто выступает в различных музеях, кинотеатрах, медиатеках, кабаре, школах, создав вокруг форм этих выступлений некую эксклюзивность: концерты-беседы, творческие киноконцерты, музыкальные сказки, транскрипции симфонического пианистического репертуара, лирический сольный концерт. Наряду с этим музыканты не отрекаются от исполнения великих произведений, начиная с Моцарта и Гайдна и заканчивая сочинениями Бартока и Шостаковича. К тому же квартет часто обращается к малоизвестным авторам, создает современные произведения (иногда написанных специально для себя) и исследует новые эстетические горизонты, такие как джаз, кино, репертуар камерного вокала, спектакль для детей. Глубокий вклад во славу овернских композиторов прошлого и настоящего (Жорж Онслоу, Антуан Луайе, Анри Тевенен, Даньель Мейер), исполнение их репертуара, вместе с музыковедческими исследованиями и педагогикой – вот одно из главных направлений в артистической деятельности квартета. Активная творческая деятельность вкупе с работой по развитию и распространению музыкального достояния делают Квартет «Prima Vista» настоящим культурным послом своего региона.
Совместно с Квартетом выступали многие французские и зарубежные музыканты: пианисты (Лоран Вагшал, Корнелия Огорковна, Эмануель Феррер-Лалоэ, Фабио Тоскано ), певцы (Илона Бальдо, Эрмин Угнель, Лора Прести, Флавия Мунажи, Эстель Дюран-Мартель, Бернар Бушэ), инструменталисты (кларнетистка Беатрис Берн, альтист Серж Коло, гитарист Мигель Гарау, органист Анри Делорм), «джазмены» (Серж Делет и его трио, саксофонист Даниель Хук), а также актёры (Жан-Люк Гитон, Моник Жуванси). И, наконец, Квартет «Prima Vista» был неоднократно приглашен с выступлениями в поддержку гуманитарных организаций, таких как Лига Прав человека, Организация защиты детей «Plan International France», благотворительная организация помощи бездомным «les Restos du Coeur» и др.

Поддержку Квартету «Prima Vista» оказывают мэрия города Клермон-Ферран, сообщество Клермон, Генеральный Совет департамента Пюи-де-Дом, Генеральный Совет префектуры Алье, агентство «Овернь-Музыка-Танцы», Региональное представительство Министерства Культуры Франции в Оверни, организации по защите прав музыкантов SPEDIDAM, ADAMI и SACEM.

 

email : primavista@free.fr

We speak English, French and Polish.

 

© 2006  All rights of publication and duplication of the texts, photos, and pictures included on this page, including their use on the Internet, are reserved for all countries. Any distribution or reproduction of these materials or any part thereof in any form is thus prohibited.